XIV  Бианковские чтения состоялись

 Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит детской художественной литературе. Книга не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

    Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы.    Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности.

Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным педагогическим материалом. Его произведения отличаются яркой экологической направленностью, прививают любовь к природе, поэтому в нашей школе не первый год проходят «Бианковские чтения», посвященные личности и творчеству замечательного писателя-натуралиста.

  Мы благодарим за инициативу и организацию Чтений педагогов  Храбровской школы.

В этом году областные  Бианковские чтения состоялись   в XIV раз. Учащиеся  нашей школы и ребята СП «Детский сад» приняли участие в работе 17 секций. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с коронавирусом, увлекательное путешествие в мир книг В.Бианки ребята совершали в своих классах. Перед началом работы секций  в режиме «он- лайн» всех  поздравили ребята Храбровской школы. В преддверии праздника в фойе школы была оформлена выставка рисунков и поделок любителей книг. Во всех секциях царила творческая атмосфера.

Секция  «Лесная библиотека». Сказка В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

(подготовительная группа «Жар-Птица» СП «Сказка», руководитель Клюева Елена Викторовна)

Была проведена большая предварительная работа: чтение сказок В. Бианки, пересказ сказок по серии сюжетных картинок, выполнение аппликации «Ёжик».

изготовление поделок из природного материала «Ёжик в гостях у ребят». Родители  воспитанников пополнили «Лесную библиотеку» книгами о природе.

Работа секции была направлена на формирование бережного отношения к природе. Ребятам была прочитана сказка «Лесной колобок – колючий бок», проведена беседа по ней. Дети учились «вживаться» в художественные образы героев сказки. Вся работа в секции была направлена на развитие эмоциональной выразительности речи при рассказывании стихов,  чистоговорок о еже. Педагогом использовались здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа»,  логоритмика «Жил  в лесу колючий ёжик», дыхательная гимнастика, элементы сказкотерапии. Работа по сказке В.Бианки способствовала развитию читательского интереса к книгам о природе.

Секция  «Лабораторная мастерская  «Удивительные обитатели подводного мира» (подготовительная группа  «Растишка» СП «Солнышко», руководитель Мозгунова Ирина Анатольевна) В ходе мероприятия дети познакомились с интересными фактами из  жизни В.В. Бианки, с его творчеством. Была организованна выставка книг писателя, выставка детских рисунков по произведениям писателя «Природа страны Бианки», а так же фотографий на тему «Жемчужины природы Калининградской области». Вниманию ребят была представлена сказка о храброй птичке «Люля». Прослушав её,  дети узнали ещё одну версию появления суши – островов и материков, познакомились с удивительным обитателем морского дна — медузой.  После чего ребятам было предложено самим изготовить своих собственных медуз. Каждый участник  секции унёс с собой результат своего труда – динамическую игрушку « Медуза в бутылке».

В секции  «Клуб любителей пернатых» Мастерская по изготовлению кормушек» (руководитель Барабан Людмила Николаевна) было шумно. Там кипела работа! После знакомства с миром птиц В. Бианки, ребята мастерили кормушки, чтобы потом их развесить и подкармливать птичек зимой. В этом важном деле им помогали родители.

В секциях  «Путешествие по временам года» Мастерская по изготовлению календаря.

 (руководитель Гречуха Виктория Андреевна) и  «Путешествие по временам года. Осень.» (руководитель Канева Инесса Андреевна) была оформлена  выставка рисунков к  рассказам В. Бианки и выставка книг. Учащиеся приняли активное  участие в конкурсе загадок о птицах, познакомились  с пословицами и поговорками о пернатых, прослушали произведения В. Бианки. Узнали о том,   какую пользу приносят птицы людям и природе, уничтожая вредных насекомых и грызунов. В практической части  мероприятий ребята работали по группам,  создали  календарь на 2022 год  и рисунки по одному из видов осени.

Секция «Тайная жизнь животных» Мастерская скульпторов»  (руководитель Герман Лидия Васильевна) Всё мероприятие было посвящено жизни четвероногих героев по произведениям В.В. Бианки. Конкурс «Знатоки произведений Бианки» показал, что второклассники хорошо знают произведения В. Бианки и без труда ответили на все вопросы. Затем они  поделились впечатлениями о прочитанных произведениях: «Музыкант», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Мишка — башка». Ребята лепили из пластилина зверей из произведений В. Бианки. Работы получились на славу.

Секция «Птичья галерея» (руководитель Колосовская Елена Александровна)

Ребята познакомились с биографией Виталия Валентиновича Бианки, проявили свои знания, отвечая на вопросы викторины,  отгадывали загадки о птицах. Так же для них были подготовлены игры «Летает – не летает», «Чёрный ящик», где ребята должны были проявить смекалку и находчивость.

Учащиеся  научились делать птиц по шаблону и красочно их оформлять. Какие замечательные птички у них получились! В завершении работы каждая птичка, сделанная и оформленная ребёнком, заняла своё место на дереве. Они с восторгом сажали своих пернатых на дерево. Всем было весело и интересно  приобретать новые знания,  представлять результаты своего творчества, общаться с новыми товарищами, делать замечательные поделки, быть успешным.

Секция «Театральная мастерская по произведению В. Бианки «Лесной колобок-колючий бок»  (руководитель  Кот Тамара Ивановна). Состоялась «неожиданная встреча» героев русской народной сказки «Колобок» и сказки «Лесной колобок-колючий бок»  В. Бианки.

А в секции  «Птичий говор» (руководитель Кренделева Ольга Владимировна) артисты познакомили зрителей с произведением писателя «Чей нос лучше?»,  исполнив сценку по прочитанному произведению.  Яркая театрализация сказок позволила проявить творческие способности актёров.

Проявить свои актерские способности смогли и  ребята в секции  «Лесной театр»  (руководитель Кривенькая Дарья Алексеевна), инсценируя произведение «Мышонок Пик». Также они соревновались на лучшего знатока произведений В. Бианки,  отвечали на вопросы,  послушали жалобы лесных животных и растений, находили потерянное слово в названиях произведений, по иллюстрациям угадывали рассказы, а также разгадывали кроссворд.

Работа в секциях оказалось кропотливой, но результат превзошёл все ожидания, и ребята остались довольны.

В секции «Кто где живёт?» Мастерская по изготовлению птичьих гнёзд» (руководитель Дорфан Н.И.) ребята с удовольствием рассказывали стихи, участвовали в конкурсе рисунков, отвечали на вопросы викторины по произведениям В. Бианки. Прочитав произведение В. Бианки  «У кого дом лучше всех», ребята сделали вывод, что каждый строит себе дом по собственному вкусу и потребностям. Они узнали о многообразии  на Земле  животных, как они живут по-разному и строят себе дома по потребностям. Среди обитателей леса есть трудяги и лентяи. Одни трудятся, а другие живут за счет чужого труда. Некоторые обитатели живут в общежитиях, так как им так легче выжить.  Кульминацией  мероприятия стало изготовление  разнообразных птичьих гнёзд.

В секции «Лесные тайны Виталия Бианки». Создание коллективного панно»  (руководитель Иванова З.М.)  прошло книжное дефиле «По тропкам и полянкам с Виталием Бианки». Юные читатели познакомились с биографией Виталия Валентиновича Бианки, а затем отправились в путешествие по страницам книг писателя. Ребята зачитали отрывки из рассказов и сказок «Кто чем поет», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Первая охота». С интересом они приняли участие в  конкурсах «Загадки о птицах и о лесных жителях»,  «Угадай, кто это?», «Знатоки произведений Бианки». Затем учащиеся приступили к творческой части:     своими руками создавали  героев рассказов В. Бианки. Дети проявили свою фантазию при изготовлении работ. Затем оформили коллективное панно на тему: «Осень».

В секции «Воздух-дар природы». Исследовательская работа по изучению свойств воздуха» (руководитель Тюрюканова Людмила Николаевна) участники Чтений узнали о том, что «…   великую службу – сослужили птицы человеку: у них человек научился летать. Только когда человек внимательно изучил крылья разных птиц, когда учёные изучили птичий полёт и строение всего тела птиц, – только тогда изобрёл человек самолёт и планер и вслед за птицами поднялся в воздух и победил воздушный океан». (В. Бианки). Во время практической работы, проводя опыты и наблюдения, определили свойства воды и воздуха                                                                                                                                                              Детям работа в секции понравилась, они с интересом слушали рассказ «Птицы над городом»,  отгадывали загадки, увлеченно проводили опыты, радовались полученному результату.

Секция  «Великое переселение птиц на родину. Путешествие с птицами по карте мира» (руководитель Филиппских Свелана Анатольевна) учащиеся  познакомились с произведением В. В. Бианки «Великое переселение птиц на родину», из которого узнали, как сложно птицам даётся перелёт с одного континента на другой, сколько опасностей их подстерегает, какие трудности им приходится преодолевать. А потом дети узнавали птиц по голосу, находили их по внешнему виду и «отправляли» каждую птичку по карте мира на место зимовки, узнав нужные данные из презентации и энциклопедии. Ещё ребята на уроке узнали, что долгое время учёные спорили и не могли доказать, куда улетают птицы, пока не придумали способ кольцевания. 

Секция «Интерактивная «Лесная газета» (руководитель Алексеева Нина Ермиловна)

В этот день все учащиеся  выглядели празднично и немного взволнованно. В очередной раз дети получили возможность прикоснуться к творческому наследию В. Бианки, окунулись в волшебный мир замечательного детского писателя. Это не только воспоминания о детском писателе, но и разговор об изучении и сохранении природы в наше время. В классе была оформлена выставка книг писателя, выставка рисунков по его произведениям. Дети посмотрели презентацию, рассказали о своих любимых произведениях писателя, проявили способности в интеллектуальном ориентировании. Работая в группах, изготовили свою игру «Бей ответом прямо в цель».

В секции «Наблюдатели леса» (руководитель Антоненкова Ксения Сергеевна) вся работа была посвящена  интереснейшему рассказу В. Бианки «Кто чем поет».  Учащиеся прочитали произведение,  поучаствовали в инсценировке данного произведения. Каждый воплотил в жизнь голос определенного героя рассказа. В классе был оформлен информационный плакат «Это интересно!» Затем ребята приступили к работе над книжкой – малышкой. Работа кропотливая, требовала особого терпения, старания, аккуратности. Но ребят завораживало то, что на из глазах книга превращалась в яркую, насыщенную картину произведения «Кто чем поет». Заключительным этапом была демонстрация книги перед своими одноклассниками.

В секции «Потомок» (руководитель Увина Евгения Андреевна) учащиеся познакомились с биографией автора,  со сказкой  В. Бианки «Лесные домишки»,  в  группах разработали маршрут для главного героя сказки – ласточки Береговушки. Каждый участник секции создал книжку – малышку, которая содержала  страницы с биографией автора, текст сказки, рисунки ребят, посвящённые героям сказки

Благодарим всех ребят, педагогов и родителей за проявленную активность в работе секций, за  помощь в проведении мероприятия.

Всем участникам желаем крепкого здоровья и творческих успехов. Нашей природе – добрых и заботливых друзей.

Оставить комментарий