Региональный семинар «Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов»

6 декабря 2022 года на базе МБОУ «СШ №2 имени А. Круталевича гор. Гвардейска» был проведён семинар учителей начальных классов, по теме «Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов». В работе семинара приняли участие учителя начальных классов школ района — 14 человек, учителя начальных классов школ  города Калининграда и города Гурьевска в количестве 15 человек,  старший методист  КОИРО,  Галина Анатольевна Стаселович, администрация школы.

Цель семинара: обмен опытом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы через различные виды работы с текстом.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тюрюканова Людмила Николаевна раскрыла тему семинара, познакомила присутствующих с работой педагогов по данной проблеме, ознакомила с программой семинара. 

Посещение и анализ учебных занятий показал, что на учебных занятиях «Русский язык» и «Литературное чтение» учителя начальных классов используют такие приёмы как: «Мозговой штурм», «Чтение с остановками», «Логическая цепочка», «Лови ошибку», «Маркировка», «Чтение с пометками», «Толстые и тонкие вопросы», «Работа с деформированным текстом», «Синквейн», «Корзина идей».

На уроке русского языка в 3 А классе по теме «Правописание непроизносимых согласных» обучающиеся Герман Лидии Васильевны продемонстрировали умение проводить анализ слов с пропущенными орфограммами, работать в парах, умение договариваться друг с другом. Лидия Васильевна умело использовала современные средства обучения, поддерживала стремление каждого ребёнка к размышлению и поиску правильных ответов. Ребята проявили активность, смекалку, эрудицию, творческие способности, с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.

          На уроке в 4 «А» классе по теме «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного» учитель Зоя Михайловна Иванова умело организовала деятельность четвероклассников. В ходе исследования обучающиеся сами делали выводы по теме урока, работали в группах и самостоятельно. Для творческой работы были подобраны разноуровневые задания. Зоя Михайловна  поддерживала стремление своих обучающихся к размышлению и поиску правильных ответов. Ученики показали гостям, что умеют нестандартно мыслить, логически рассуждать.

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся начальных классов. Учителями Надеждой Ивановной Дорфан (3 «Д» класс)  и Мелеховой Ольгой Александровной (2 «Б» класс) был представлен опыт работы по использованию различных приемов работы с учебником, с текстом. Это способствует умениям устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в учебнике, сравнивать, делать обобщения, выводы по одной или нескольким темам, составлять различные виды плана.

Тюрюканова Людмила Николаевна представила в 4 «Б» классе открытый урок по внутрипредметному образовательному  модулю «Живое слово» по теме «Обучающее изложение повествовательного текста». Урок  был направлен на формирование у обучающихся  умения учиться. Ребята активно отвечали и увлечённо выполняли задания, подобранные учителем. Были созданы условия для развития активной личности, способной делать самостоятельные открытия. На уроках было продемонстрировано у обучающихся умение учиться и использовать свой багаж приобретенных знаний.

Учитель начальных классов Инесса Андреевна Канева, Виктория Андреевна Гречуха и Кривенькая Дарья Алексеевна провели со всеми участниками семинара урок по внутрипредметному модулю «Мы и окружающий мир  по теме «Памятники». Для проведения урока они использовали личностно-ориентированную технологию. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Учителя в МБОУ «СШ №2 им. А. Круталевича гор. Гвардейска» работают творчески, так как современный урок – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. Их уроки отличаются разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

На уроках в начальной школе обучающиеся совершают интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявляют неиссякаемую радость познания.

На заседании круглого стола был проведён анализ открытых уроков. По отзывам учителей, они получили много полезной информации, познакомились с творчески работающими педагогами, овладели новыми приёмами работы по формированию читательской грамотности средствами учебных предметов. Семинар прошел продуктивно и с пользой для всех участников семинара. 

Оставить комментарий