Цифровая образовательная среда(ЦОС)

Цифровая образовательная среда – являет собой совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся
Цель проекта: создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены ключевые понятия и механизмы внедрения элементов цифровой образовательной среды (ЦОС) в систему образования. Прописанные в документе элементы направлены на расширение возможностей школьного образования при сохранении главенства очного традиционного обучения, что позволит учащимся и педагогам пользоваться преимуществами ЦОС вне зависимости от их проживания.
Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» реализуется в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Главная цель внедрения ЦОС – создать равные условия для получения качественного образования на всей территории России. Это предполагает оснащение образовательных организаций нужной материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, предоставление им доступа к высокоскоростному интернету, разработку образовательного контента, развитие технологий и решений, позволяющих улучшить образовательный процесс. Педагоги и учащиеся получат доступ к платформе ЦОС, включающей информационные системы, цифровые сервисы и ресурсы для обучения, оценивания успеваемости, автоматизации процессов.
Платформа ЦОС в том числе позволит проводить занятия с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, диагностику образовательных достижений учащихся.
Для успешной реализации цифровой образовательной среды (ЦОС) МБОУ «СШ №2 им. А. Круталевича гор. Гвардейска» получила высокоскоростной интернет, обновили парк компьютерной техники, а учителя и учащиеся получили доступ к сервисам, позволяющим повысить качество и безопасность образовательного контента.
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
Многофункциональное устройство (МФУ) |
Шт. |
1 |
Ноутбуки |
Шт. |
17 + 10 |
Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением |
Комплект |
3 |
IP-камеры |
Шт. |
3 |
Ссылки на информацию о ЦОС, размещённые на федеральных сайтах
- КОИРО «Цифровая образовательная среда»
- Концепция внедрения ЦОС в образовательных организациях Калининградской области
- Федеральные документы
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
- Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
- Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Региональные документы
- Распоряжение Правительства Калининградской области от 29.10.2018 № 207-рп «О концепции внедрения целевой модели образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Калининградской области»
- Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калининградской области на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
- Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории Калининградской области
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 30.09.2019 № 1439/1 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Калининградской области для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 году»
Официальные источники о ЦОС:
— Министерства просвещения Российской Федерации – https://edu.gov.ru/national-project/;
— Правительства Калининградской области — https://gov39.ru/national-projects/obrazovanie/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/;
— Министерство образования Калининградской области – https://edu.gov39.ru/act/natsionalnyy-proekt-obrazovanie/;
— Калининградский областной институт развития образования – https://koiro.edu.ru/centers/tsentr-informatizatsii-obrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/index.php
Материалы проекта
Цифровые компетентности ученика
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 году
Методические рекомендации по регистрации обучающихся на Едином портале государственных услуг
Интерактивная карта «ЦОС в Калининградской области»
Мероприятия ЦОС
Учи.ру: образовательный марафон «Волшебная осень»
Искусственный интеллект в образовании
Всероссийская олимпиада школьников
Учи ру образовательный марафон
Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»
Подведены итоги марафона «Поход за знаниями»
Августовская конференция — 2020
Итоги образовательного марафона «Тайны Египта» на платформе «Учи.ру»
Интерактивная платформа Учи.ру
Калининградский филиал Российского университета кооперации (вебинар)
Экоурок «Мобильные технологии для экологии»
«Остров сокровищ» на платформе «Учи.ру»
Минпросвещения опубликовало проект порядка утверждения контента для цифровой образовательной среды – ЦОС
Контент будет двух видов – общедоступный и платный, созданный индустрией EdTech
Минпросвещения активно формирует ЦОС – цифровую образовательную среду. По словам Сергея Кравцова, она будет состоять из трех компонентов:
- российской системы видео-конференц-связи «Сферум» (ее уже протестировали в Московской области); это замена Zoom, в ней используются те же разработки, что и в системе видеонаблюдения за ЕГЭ;
- социальная сеть (на платформе ВК);
- цифровой образовательный контент (ЦОК) – верифицированные учебные материалы электронного формата для учеников и учителей; педагоги могут их использовать для того, чтобы сделать обычные офлайновые уроки интереснее.
Проект порядка верификации ЦОК Минпросвещения опубликовало для общественного обсуждения.
Предполагается, что все рекомендованные школам сервисы и ЦОК обязательно будут проходить государственную экспертизу раз в три года. Реестр поставщиков контента составит Минпросвещения.
В проекте детально прописаны требования к ЦОК, который будет двух видов:
- бесплатный, допущенный для использования во всех школах;
- платный, «рекомендованный» контент.
Платный контент, поясняет глава Минпросвещения, это высокотехнологические «опциональные» материалы, которые будут создавать предприниматели EdTech-индустрии. Его разместят в отдельном разделе – маркетплейсе.